ФИЛОСОФИЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА

Из выступления на заседании Президиума Академии наук СССР

1969

Я с интересом прослушал доклад И. Т. Фролова о перспективах работы журнала, так как он своевременно ставит вопрос о дальнейшем развитии мировоззрения, лежащего в основе построения нашего социалистического общества. Я думаю, что мы в Академии наук недостаточно оцениваем значение этих философских вопросов в нашу эпоху.

Будущий историк, несомненно, будет рассматривать наше столетие как борьбу двух систем организации общества — капиталистической и социалистической. Эта борьба идет в нескольких областях: экономической, политической и идейной. Развитие нашего государства за полвека после Октябрьской революции показало, что социалистическая система построения общества вполне жизнеспособна. Сравнивая ее с наиболее развитой капиталистической системой США, с полной объективностью можно утверждать, что сейчас в основных областях материального и культурного развития, в народном образовании, в развитии науки, в обороноспособности обе страны достигли примерно одинакового уровня. Единственно, где мы еще отстаем, это в области промышленно-технического развития; в основном это вызвано тем, что производительность труда у нас еще не достигла уровня США.

Таким образом, теперь вопрос все больше и больше сводится к борьбе тех идейных основ, на которых развиваются эти две системы. Философия определяет те идеологические принципы, на которых основывается взаимоотношение человека и общества. Как известно, в основе идеологии капиталистического общества лежит, в первую очередь, стремление личности к материальному благополучию. В основе социалистической идеологии лежит развитие всего общества в целом, и необходимым условием для этого является всестороннее развитие личности. Поэтому в социалистическом обществе наиболее высоко ценятся творческие и этические качества личности, и общество стремится их развивать. Эти противоречия в отношении к человеку в обеих структурах общества и лежат в основе идеологической борьбы двух систем. Сегодня тот общественный строй является наиболее прогрессивным, в котором наиболее полноценно развиваются духовные качества человека, поскольку это является основой для его наиболее счастливого существования.

Хорошо известно, что в последние годы в капиталистических странах нарастает революционное движение массового характера, в особенности среди молодежи. Это движение охватывает все наиболее развитые капиталистические страны, оно нарастает, и его лидером является студенчество. Силы, вызывающие это движение, еще полностью не поняты, но уже установлено, что это движение не вызвано недовольством материальными условиями человека в обществе, оно направлено на изменение тех идеологических условий, в которых человеку приходится жить в капиталистическом обществе. Таким образом, передовая общественность капиталистических стран сама, без влияния извне, спонтанно ставит вопрос о пересмотре идеологии, на которой основывается капиталистическое общество. По какому пути пойдет этот пересмотр? Кто создаст ту программу реконструкции, которую примет передовая часть общества и которая правильно поведет ее к прогрессу человечества? Очевидно, это решится в процессе идеологической борьбы различных мировоззрений, которая сейчас уже началась и быстро развивается.

Должны ли мы открыто включиться в эту борьбу, какова должна быть наша роль в этой борьбе? Несомненно, идеи и принципы, которые лежат в основе построения коммунистического общества, как они были даны марксизмом, являются единственными, которые могут направить эту борьбу в правильном направлении. Это сейчас признается всей прогрессивной частью человечества. Сейчас идут поиски конкретных путей наиболее эффективного развития этого революционного движения. Эти поиски ведутся в процессе борьбы между идеологами новой формации, такими, как, например, Маркузе. В борьбу включаются троцкисты и другие.

Надо не бояться сознаться, что сейчас наши идеологи стоят изолированно от этого революционного процесса, и практически влияние их отсутствует. Это ненормально, это противоречит тому, что уже само успешное существование нашего социалистического общества, в качестве примера, само по себе не может не влиять на это революционное движение.

Как нам наиболее действенно включиться в эти революционные процессы, происходящие в капиталистическом обществе? Сейчас, чтобы не отстать от развития передовой мысли и учесть последствия происходящей в мире научно-технической революции, мы должны поднять уровень наших общественных наук. Поэтому нам в Академии наук нужно высоко оценить стремление редколлегии журнала <Вопросы философии> способствовать развитию философии, имея одной из основных целей оказать влияние на развитие общественной мысли происходящего сейчас революционного движения в капиталистических странах.

Но чтобы оказать это влияние, нам надо активнее включиться в происходящую там идеологическую борьбу. В этой борьбе нашим философам придется выступать на равных началах, так же, как нашим спортсменам. Надо сказать, что наши идеологи потеряют привилегию, которую они имеют в нашей стране, где они, не сталкиваются с противоположными взглядами. В предстоящей борьбе этого не будет, там все пойдет по <гамбургскому счету>«гамбургскому счету».

Поэтому я предлагаю Президиуму АН СССР поддержать программу, выдвинутую новой редколлегией журнала, поскольку она ставит перед журналом задачу поднять его международное влияние, и на Президиуме Академии наук больше времени уделять рассмотрению философских вопросов, касающихся идеологических основ социалистического общества. Сейчас на Президиуме в наших научных докладах практически отсутствует эта тематика. Это надо изменить.

На следующую страницу

На предыдущую страницу

Реклама

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Сайт в каталоге Апорт Яндекс цитирования

На самую главную страницу сайта Библиотека избранного
П. Л. Капица. ЭКСПЕРИМЕНТ. ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА. { см. Содержание сборника }